С чего начинается подготовка к созданию речи? С формулирования ключевой идеи, которую вы хотите донести до аудитории. Иногда идея лежит на поверхности, а иногда оратору нужно хорошенько потрудиться, чтобы идея была интересной. Данная статья как раз и призвана помочь в умении формулировать четкую и ясную идею.
Зачем вообще нужно формулировать идею речи?
Во-первых, так проще запомнить ее. И вам самим, как ораторам, и, что даже важнее, вашей аудитории. Ведь если ключевая идея не запомнилась, то она не может быть пересказана другим людям. А это очень актуально, когда вы стремитесь к долгосрочному влиянию.
Во-вторых, идея нужна для изменения поведения аудитории. И если она не понятна или туманна, то нет возможности влиять на окружающих. Сравните две фразы: «Мне бы, как оратору, хотелось последовательно изменить существующий порядок дел в отношении изменения количества размещаемых в нашем городе зеленых насаждений с помощью активизации населения и повышения социальной значимости данного проекта» и фразу «Ребята! Нужно, чтобы каждый сегодня же пошел и посадил возле своего дома одно дерево!» Очевидно, что больше шансов повлиять на изменение поведения у второй фразы.
В-третьих, всегда проще создавать речь на основе уже имеющейся идеи. Словно логическая ось ключевая мысль позволяет нанизывать в вашей речи последовательно тезис за тезисом, аргумент за аргументом. Вы превращаетесь в проводника Тесея, ведущего людей из ловушки логического лабиринта Минотавра.
И в-четвертых, наличие центральной идеи позволяет выгодно отличаться от других ораторов. Ведь любому оратору важно выделиться не столько расцветкой галстука или модностью туфель, а именно своим выступлением, которое как раз и оценивается «по уму».
Теперь давайте плавно перейдем к тому, какой должна быть главная идея в вашем ярком ораторском выступлении.
В глобальном плане она может быть либо ортодоксальной, либо оригинальной. В первом случае ваша идея привычна для аудитории и именно этим она хороша, поскольку с такой идеей сложно спорить и легко соглашаться. Идея «Деревья — легкие нашего города» не будет вызывать отторжения у слушателей. Ортодоксальная идея хороша, когда вы хотите добиться поддержки у консервативной аудитории.
В противоположность ортодоксальной идее выступает оригинальная, в которой оратор переосмысливает привычную всем картину мира и создает новое восприятие об уже известных нам вещах или явлениях. Такая идея слаба без хорошей доказательной базы и грамотно подобранных аргументов и фактов. И в тоже время, будучи правильно преподнесенной, оригинальная идея вызывает живой отклик у аудитории и легко запоминается. Она может трансформироваться в «идею-вирус» — когда начнет влиять на людей и после вашего выступления за счет распространения самой аудиторией.
Стремитесь к тому, чтобы ваша идея была ясной и понятной. При этом она не должна скатываться на уровень тривиальной или банальной, а должна содержать что-то новое для аудитории. Чем более актуальной она будет для аудитории, тем лучше. Возможно, в ней будет заключаться решение одной из проблем ваших слушателей.
Еще один полезный для ораторов и спикеров аспект при продумывании ключевой идеи речи: она должна затрагивать одну из ценностей человека. Вспомните мультфильм про Кота Леопольда, где главная мысль повторяется несколько раз: «ребята, давайте жить дружно!»
И последним важным критерием при формулировании идеи является ее осуществимость. Если она утопична по своей природе или не реализуема в рамках существующих возможностей общества, то грош цена такой идеи. И влияния на аудиторию у такой идеи не будет!
Выкристализовывайте вашу основную мысль перед созданием речи, и вы действительно станете грамотным оратором!
#оратор #orator #ХочуГоворитьКрасиво #созданиеРечи